Сетевые сообщества учителей

Сетевые сообщества педагогов

Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин

       Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.
Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

  • Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
  • Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
  • Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей децентрализации и экологических стратегий.
  • Критичность мышления. Коллективная, сообщная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать обучающимся о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Анализ деятельность различных сетевых профессиональных сообществ показывает, успеху социально-педагогической сети способствуют следующие факторы:

  1. Наличие удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства;
  2. Постоянные нововведения, подогревающие интерес к активностям сети;
  3. Использование не самостоятельно разработанных, но популярных удобных сервисов;
  4. Наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения без страха быть осмеянным и непринятым;
  5. Учет психологических, возрастных, социальных предпочтений потребителей;
  6. Использование интересов пользователей для проблематизации и постановки актуальных для заказчика задач;
  7. Поощрения, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников;
  8. Толерантное, креативное, реактивное моделирование и руководство сообществами.

Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет» убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

                                        Сетевое сообщество педагогов:

                         Как явление:

Сетевое педагогическое сообщество — это сетевое явление, предполагающее взаимодействие субъектов (педагогов) в процессе решения конкретных вопросов профессиональной деятельности.

                        Как форма:

Сетевое педагогическое сообщество — это открытая форма, объединяющая постоянно пополняющийся комплекс звеньев, способная к неограниченному расширению.

                        Цель педагогического сообщества:

Определяется создателями сообщества, в дальнейшем может корректироваться под воздействием мнения членов сообщества. Цель всегда лежит в области решения профессиональных задач, стоящих перед системой образования.

                       Виды:

  • Монопредметные;
  • Надпредметные;
  • Мультипредметные;
  • Федеральные, региональные, муниципальные, школьные
  • Дискуссия

В сетевых педагогических сообществах возможно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности: 

  • Обучающий семинар
  • Виртуальная конференция
  • Конкурс
  • Проект
  • Акция
  • Виртуальная вечеринка
  • «Мастерская»или мастер-класс
  • Опрос
  • Обсуждение в чате
  • Фестиваль проектов
  • Телеконференция
  • Проектировочный семинар

В сетевых педагогических сообществах возможно поддерживать активность, используя следующие средства:

Средством в данном случае будет являться набор инструментов, позволяющих управлять контентом сообщества. Например:

    • Инструмент для содания дочернего сообщества, внутри основного;
    • Инструмент создания Вики страницы;
    • Блог;
    • Форум;
    • Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);
    • Фотогалерея;
    • Инструмент создания объявлений и сообщений;
    • и.т.д.
    • Формы могут быть интегрированными. Например блог может быть не только текстовые, но и позволять добавлять в комментарии фотогалереи, с возможностью голосования .

Ссылки на педагогические сообщества:

http://www.openclass.ru/

http://socobraz.ru/index.php/

http://www.it-n.ru/

http://rusedu.net/

http://www.schoolexpert.ru/